10 минут
Включить голосовое описание
В эпоху когда крупные стриминг-площадки и Западные дистрибьюторы ушли с музыкального рынка в России, а отечественные артисты сталкиваются с цензурой и запретами как внутри страны, так и за её пределами — самое время поговорить о Музыкальной революции 1960-х. Ведь современный музыкальный рынок и поп-культура в целом сформировалась именно в ту революционную эпоху.
Музыкальная революция 1960-х и субкультура хиппи
От Синатры к Элвису Пресли
Афроамериканцы на юге страны ходили в отдельные школы, ели в отдельных кафе и даже умывались в отдельных умывальниках «для цветных».
Точно так же чёрная музыка (блюз, ритм-энд-блюз‎, спиричуэлс) слушалась преимущественно чёрной аудиторией
Как и многие другие революционные изменения 1960-х, истоки музыкальной революции надо искать в 1950-х гг. Тогда музыкальный рынок в Соединённых Штатах был сегрегирован по расовому признаку в той же степени, что и общественная и политическая жизнь.
Исключением был демократический и мультирасовый джаз, где с момента зарождения жанра в 1910-е и 1920-е гг. играли как белые, так и чёрные музыканты.
а белая (кантри, фолк, эстрада) — белой.
И вот наступили 1950-е — время конформизма и материального изобилия, эпоха «бэйби-бума»
Выступление Элвиса:
Выросший на чёрной музыке, Элвис начинает играть слегка ускоренный ритм-н-блюз для белых и моментально становится американской поп-иконой. Чтобы как-то выделить белую версию ритм-н-блюза, маркетологи и сотрудники радио используют слово «рок-н-ролл», которое в дальнейшем становится общеупотребимым для любой подобной музыки вне зависимости от расы исполнителя. Молодёжь скупает пластинки с новой музыкой и ходит на концерты своего кумира.
т. е. высокой рождаемости и низкой смертности. Распространение телевидения позволяет стране узнавать популярных артистов в лицо, а общество потребления рождает спрос на товары для подростков. Вместе с тем распространяются электрические гитары, на которых учатся играть молодые люди. Тогда на сцену и выходит простой бедный набожный парень с американского Юга по имени Элвис Пресли.
Музыка смогла преодолеть расовые границы гораздо быстрее, чем это делали политики.
Уже в 1960-е такие великие чёрные певцы как Рэй Чарльз буду демонстративно отказываться давать концерт в залах, где белая и чёрная публика сидит раздельно.
Литтл Ричард и Чак Берри в 1950-е становятся первыми чёрными рок-артистами, на чьи концерты ходит белая публика, Бадди Холли — первый белый рок-артист, на концерты которого ходят чёрные.
Элвис привнёс в популярную музыкальную культуру то, чего раньше не было у белых музыкантов, — чувство ритма и сексуализированные движения на сцене. Танцы, которые сегодня в пластике Элвиса кажутся нам классическими, в 1950-е годы были вызывающими и вульгарными. Считалось, что подобное «буги-вуги» может исполнять на сцене только морально разложившаяся чёрная шпана, а приличному белому человеку нужно держаться от всего этого подальше. Элвис сломал барьер между чёрной и белой музыкой, сделал рок-н-ролл популярным в США.
От «TheBeatles» к «Вудстоку»
Какой была Британия в 1960-е? Послевоенная экономия сменилась там потребительским культом и оптимизмом. Это была эпоха «свингующего Лондона». В Британии были свои молодые люди, готовые покупать музыку и слушать её.
Так зарождался британский рок-н-ролл, которому предстояло превзойти успех американского и покорить весь мир, добравшись даже до молодёжи из СССР.
Пол Маккартни
Джон Леннон
Мик Джаггер
Кит Ричардс
Когда миллионы британских подростков услышали песни Элвиса Пресли и Бадди Холли, им захотелось играть так же. Такими были подростки Пол Маккартни и Джон Леннон — будущие участники «The Beatles».
Юные Мик Джаггер и Кит Ричардс — будущие звёзды группы «The Rolling Stones» — и вовсе вдохновлялись чёрными американскими блюзменами. Правда, будучи белыми английскими подростками, все они своеобразно перенимали у чёрных артистов манеру игры на гитаре.
Джон Леннон
Мик Джаггер
Кит Ричардс
Так зарождался британский рок-н-ролл, которому предстояло превзойти успех американского и покорить весь мир, добравшись даже до молодёжи из СССР.
британское вторжение
Началась эпоха «британского вторжения», когда британская рок-музыка начала доминировать как в национальных, так и в международных (в основном американских) чартах. До 1960-х британская популярная музыка была местечковым и малоизвестным явлением, а в 1960-е пришла буквально в каждый уголок планеты.
Такие рок-группы, как «The Rolling Stones», «The Who», «The Animals», «Kinks» стали популярны в США, а ливерпульская четвёрка «The Beatles» и вовсе свела с ума миллионы подростков. Их пластинки били рекорды по продажам, их концерты собирали стадионы фанатов, а популярность становилась такой большой, что Джон Леннон позволил себе фразу: «Сегодня мы популярнее, чем Иисус Христос».
Главное революционное достижение группы «The Beatles» — она задала стандарт для всех рок-групп на десятилетие вперёд, который кратко может звучать так: «рок-музыкант должен сам писать свои песни». Сегодня нам не кажется это удивительным, но вплоть до 1960-х годов популярные артисты поголовно пользовались услугами сонграйтеров и поэтов. Элвис Пресли, записавший 786 песен, за всю свою жизнь не сочинил ни одной.
Джордж Харрисон
Благодаря новой музыке, а также на волне сексуальной и психоделической революций в Америке набирает популярность главная субкультура 1960-х — хиппи. (архивные фото) Чтобы понять, откуда взялись хиппи, напомним, что 4 из 10 жителей США в 1965 году были моложе 20 лет.
На волне нового восприятия сексуальности хиппи практиковали свободную любовь и отказ от традиционных ценностей, жили коммунами и путешествовали автостопом. Из среды хиппи вышли будущие гении бизнеса США,
например основатель «Apple» Стив Джобс, который, хипповал в молодости.
Стив Джобс в молодости
Благодаря Джорджу Харрисону среди хиппи стали популярны индийские религиозные учения и культы. Существовала даже знаменитая «тропа хиппи» — в поисках нового опыта тысячи людей путешествовали из Европы в Индию пешком или автостопом. Самые безбашенные хиппари шагали через светский Иран, через мирную Сирию и Афганистан и попадали в заветную Индию. Сегодня преодолеть такой маршрут возможно только в составе армии вооружённых наёмников.
В этом же году вышла дебютная пластинка группы «The Doors», лидер которой Джим Моррисон своей харизмой и пластикой превращал рок-концерты в шаманистические акты. Для многих людей в этот момент рок-музыка стала не просто увеселительным делом, а практически новой религией. Как и во многих религиях, появлялись свои мученики — знаменитый «Клуб музыкантов, умерших в 27 лет» постоянно комплектовался музыкантами, умершими от передозировки или алкоголизма. (картинка клуб 27) Развязанность на сцене стала атрибутом многих рок-героев - вокалист группы «The Stooges» Игги Поп и вовсе выступал на сцене с оголённым торсом и прыгал в толпу, стирая границу между сценой и слушателем.
Результаты музыкальной революции 1960-х оказались невероятными. Вторая половина 1960-х стала временем, когда артисты по обе стороны Атлантики записывали самые великие и значимые альбомы в истории, а сотни тысяч молодых людей собирались вместе, чтобы послушать любимую музыку. Фестиваль «Fantasy Fair» стал прототипом для всех рок-фестивалей под открытым небом, а лето 1967 года, когда на улицах Сан-Франциско собирались толпы хиппующей молодёжи, и вовсе получило название «Лето любви». На знаменитом фестивале в Монтрё в одно время перед многотысячной толпой играли такие культовые артисты, как Скотт Маккензи, Дженис Джоплин, Джимми Хендрикс, группы «Jefferson Airplane», «Grateful Dead».
Музыкальная революция состоялась. Популярный артист перестал быть просто человеком, который предоставляет развлекательные услуги. Как «голос поколения» он встал в один ряд с художниками и писателями, а по степени влияния на массы многократно их превзошёл. И когда в современной России, например, Юрий Шевчук испытывает трудности в гастролях из-за своей антивоенной позиции, как не вспомнить пацифистов-музыкантов 1960-х, которые похожим образом выражали свою гражданскую позицию?
Апофеозом популярности рок-музыки и движения хиппи стал знаменитый фестиваль «Вудсток» 1969 года, собравший порядка 500 000 зрителей. Желающих посетить фестиваль было так много, что место проведения пришлось перенести в город Бетел, но так как вся атрибутика уже была произведена и содержала название «Вудсток», фестиваль вошёл в историю под этим названием.