10 минут
Включить голосовое описание
Сексуальная революция — это разговор и о прошлом и о будущем Западного общества одновременно. Революция началась ещё в 1950-х годах, но окончательно смогла «победить» и закрепить свои идеалы именно в 1960-е. Всего за десятилетие западные СМИ смогли пройти путь от позиции почти полного молчания о сексуальных вопросах до печати фотографий молодых женщин топлесс в ежедневных газетах или представления всех мыслимых форм сексуальных контактов в кино или театре.
Сексуальная революция
Александра Коллонтай
Весь современный Западный мир с его мини-юбками, контрацептивами и общепринятостью добрачного секса берёт своё начало именно в 1960-х.
Правда, в молодом Советском государстве проводились интереснейшие социальные эксперименты — А. Коллонтай предлагала концепцию «новой женщины», свободной от религиозной или буржуазной морали, выдвигала тезисы о необходимости удовлетворять сексуальные потребности граждан в той же степени, в какой промышленность удовлетворяет нужды экономики. Но эксперимент был прерван в 1930-Сталину нужны были женщины, которые будут смирно рожать ему красноармейцев и пропаганда обратилась к традиционным ценностям «семьи и брака».
Традиционное общество «умирало» на Западе более ста лет — начиная с Промышленной революции XIX века. Предыдущие поколения сильно «выматывались» в быту и труде, так что времени «думать» о сексе у них фактически не было. Это не значит, что секса вне брака не было — мужчины прибегали к услугам проституток, женщины изменяли своим мужьям, но даже банально подумать о своей сексуальности и осмыслить её подчас было некогда (не говоря уже о том, что отсутствовала какая-либо доступная информация на эту тему).

Технический прогресс подарил человеку самое ценное — время. Время на себя любимого, на досуг, на саморазвитие. В начале ХХ века Запад начал осмыслять секс — однако, работы Фрейда и Райха влияли на интеллектуалов, не меняя мир в целом. Даже суфражистки и первые феминистки всё-таки боролись за политические права, о сексуальных правах думали в последнюю очередь.
Истоки сексуальной революции
Победа революции
Настоящие изменения пришли в 1940-е, после Второй Мировой войны. Это эпоха начала систематического изучения сексуальности. Именно тогда появилась знаменитая «Шкала Кинси», благодаря которой можно было измерить сексуальную ориентацию людей, а философ Симона де Бовуар написала свою книгу «Второй пол».

Общество стало менее религиозным. Сексуальная жизнь вышла в публичное поле, а необходимость деторождения впервые была публична поставлена под сомнение. Стали постепенно распространятся контрацептивы. Даже порнографические и эротические издания в это время выходили из подполья и перестали считаться литературой для озабоченных и «неприличных» людей (т.н. «нормализация порнографии»).
Глория Стайнем: портрет в цитатах
«Лучший способ стать одинокой — выйти замуж».

«Женщины не более нравственны, чем мужчины, но меньше испорчены властью».

«Я представитель поколения „там“. Именно так, изредка и почти шепотом, женщины моей семьи называли все половые органы, наружные и внутренние».

«Женщины становятся радикальнее с возрастом. Однажды армия седовласых женщин тихо завоюет планету».
В 1960-е годы сексуальная революция гремела на весь мир благодаря феминисткам Бетти Фридан (книга «Загадка женственности») и Глории Стайнем. Женщины начинают организованно выступать за свои сексуальные права, например требовать легализации абортов. Известны даже митинги против ношения бюстгальтеров — чем дальше шли 1960-е, чем более радикальными становились заявления и требования.
В итоге, то что ещё в 1940-е было уделом кучки интеллектуалов и маргиналов, в 1960-е года стало мейнстримом. Изменения коснулись не только женщин, но и людей гомосексуальной ориентации — их жизнь и проблемы также стали темой общественного обсуждения. Сексуальная революция не только изменила общественные нравы и отношение к сексу, но и популярную культуру капиталистического общества. Это нашло своё отражение в длинном списке явлений и вещей: от кино и телевидения до рынка секс-игрушек.
Самый наглядный пример победы сексуальной революции — это мода и одежда. Именно в 1960-е женские купальники и нижнее бельё на Западе приобретает знакомый нам вид, а обнажённые части женского тела в рекламе и печатной продукции перестают считаться «развратом». К концу 1960-х годов добрачный секс в Западном обществе перестаёт ассоциироваться с распущенностью. А с появлением таких субкультур как хиппи, частью общественной дискуссии становится ещё и промискуитет и групповой секс.
Это не значит, что революция прошла безболезненно. Для феминисток того поколения было важно «взять сексуальность под контроль». У всех перед глазами был пример Мэрилин Монро, героини 1950-х, которая возбуждала интерес мужской публики и блистала в кино, но стала заложницей своего «распущенного» образа». Капиталистическая система ценностей 1950-х была устроена так, что образ «роковой красотки» и «распущенной женщины» отлично продавался, но обязывал женщину молчать в тряпочку, если речь заходила о попытке выйти из этого образа. В 1950-е сексуальность уже становилась допустимой, но оставалось своеобразным клеймом на женщине. Это противоречие было по-своему разрешено певицей Мадонной (большой фанаткой Монро) в 1980-е годы. Мадонна всегда открыто выступала с феминистических позиций, но не боялась эксплуатировать собственную сексуальность в поп-культуре, как бы говоря другим женщинам: «вы можете быть сексуальной, казаться распущенной, но не давать никому учить вас жизни и морали, особенно мужчинам».